Медицинский портал
Амедгруп
Валеев Ильшат

Условные рефлексы у детей

Развитие сигнальных систем у ребенка

Способность к формированию в коре больших полушарий головного мозга временных связей первой сигнальной системы у детей, родившихся в срок, проявляется уже через несколько дней после, рождения. В 7 10-дневном возрасте могут быть выработаны у ребенка первые условные рефлексы.

При переводе ребенка в положение кормления грудью появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу первого месяца жизни могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на втором месяце — и на световые сигналы.

У недоношенных младенцев, родившихся раньше срока, условные рефлексы вырабатываются много позднее, примерно ко времени, соответствующему недельному возрасту доношенного ребенка (Н. И. Касаткин, А. А. Волохов). Очевидно, лишь к этому сроку мозг достигает того уровня развития, которое необходимо для установления временных связей.

Скорость образовании условных рефлексов быстро возрастает в течение первых месяцев жизни. Так, в месячном возрасте необходимо произвести десятки сочетаний условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в возрасте же 2—4 месяцев достаточно для этого всего нескольких сочетаний.

Условное торможение вырабатывается у ребенка позднее — на 2—4-м месяце; при этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцировочное торможение, позднее — запаздывательное.

По мере развития ребенка различные виды внутреннего торможения вырабатываются все легче и быстрее.

В течение первого полугодия жизни ребенка звуки речи окружающих людей не имеют для него особого значения; они являются такими же раздражителями слухового анализатора, как и любые другие звуки. Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине первого года жизни.

Для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетание словесного обозначения людей и предметов с конкретными их образами. Если многократно называется и показывается какой-либо человек или предмет, то при соответствующем слове у ребенка появляется на него реакция. Так, при слове «мама» ребенок поворачивается к матери.

Позднее, после того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок сам начинает называть предметы. Наконец, еще позднее ребенок начинает пользоваться тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей.

Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, то он многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет дана. Это свидетельствует, что вторая сигнальная система уже достигает той степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка с другими людьми.

Развитие и совершенствование второй сигнальной системы происходит у человека непрерывно в процессе обучения. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с непрерывным совершенствованием второй сигнальной системы. Высшего своего развития она достигает в процессе познания закономерностей природы и общества.