Главная / Физиология человека / ВНД / Учение о высшей нервной деятельности и психология

Учение о высшей нервной деятельности и психология

Когда И. П. Павлов в 1902 г. приступил к экспериментальному исследованию высшей нервной деятельности, он поставил себе целью, после того как будут установлены закономерности этой деятельности у животных (в его опытах — у собак), использовать их для понимания высшей нервной деятельности человека. Об этой, казавшейся в то время весьма далекой цели И. П. Павлов говорил на Международном медицинском конгрессе в Мадриде в 1903 г. в первом своем докладе, посвященном условным рефлексам: «Полученные объективные данные, руководясь подобием или тождеством внешних проявлений, наука перенесет рано или поздно и на наш субъективный мир...».

При этом И. П. Павлов решительно отверг идеалистическое представление о сверхъестественной природе психической деятельности человека: «Для натуралиста, — говорил он,— все в методе, в шансах добыть непоколебимую прочную истину, и с этой только, обязательней для него, точки зрения душа как натуралистический принцип не только не нужна ему, а даже вредно давала бы себя знать на его работе, напрасно ограничивая смелость и глубину его анализа».

Современная физиология стремится своими строго объективными методами раскрыть природу нервных процессов, составляющих основу мыслительной деятельности, начиная с самых простых и кончая высшими ее проявлениями. Задачей физиологии является выяснить физиологические механизмы отражения объективной реальности внешнего мира в сознании.

Формы отражения действительности различны на разных этапах развития. Более простым является конкретно-чувственное отражение, которое находит свое выражение в ощущениях, восприятиях, представлениях. Несравнимо сложнее абстрактно-обобщенное отражение внешнего мира, находящее свое выражение в логическом мышлении — в понятиях, суждениях, умозаключениях, возникающих па основе абстрагирующей работы человеческого мозга.

Изучение высшей нервной деятельности дало возможность познать многие физиологические механизмы, благодаря которым достигаются разные формы отражения внешнего мира в мозгу.

Благодаря первой сигнальной системе достигается конкретно-чувственное отражение внешнего мпра и состояния самого организма, т. е. ощущения, восприятия, представления. Физиологической основой ощущений у животных, обладающих нервной системой, являются возбуждение рецепторов, проведение нервных импульсов к нервным центрам и возбуждение этих последних. При этом организм получает сигналы об отдельных свойствах раздражающих рецепторы предметов и явлений. В процессе развития нервной системы усложняется механизм ощущений, а вместе с тем усложняются и становятся тоньше и точнее и сами ощущения. На основе ощущений возникают все другие формы отражения действительности, в частности, восприятия и представления.

В отличие от ощущений восприятие есть отражение предмета в целом как совокупности его свойств. Предмет воспринимается как единое целое и вместе с тем как нечто более или менее расчлененное. Это неизбежно связано с аналитико-синтетической деятельностью коры больших полушарий. При восприятии различных свойств предметов и явлений происходит одновременно возбуждение многих пунктов мозговой коры, что влечет за собой образование между ними временной связи. Возможность формирования временных связей, возникшая в процессе эволюционного развития нервной системы, знаменует собой качественно новую форму отражения внешнего мира.

Временная связь — это важнейшее физиологическое, а вместе с тем и психическое явление, это то, что в психологии называется ассоциацией. В результате образования временных связей на основе многократного получения сигналов от одного и того же предмета или явления достаточно ощущения от части свойств предмета или явления, чтобы возникла реакция такая же, как на предмет или явление в целом. Это следствие генерализации возбуждения в мозговой коре. В процессе дальнейших восприятий происходит дифференцирование — различение — отдельных свойств предметов. Сложные восприятия связаны с анализом и синтезом комплексных раздражений, в данный момент действующих на организм.

Более совершенной формой конкретно-чувственного отражения действительности являются представления. В этом случае возникают конкретные образы предметов и явлений, ранее воздействовавших на организм. Представление есть образное отражение предмета или явления в характеризующей их пространственно-временной связи. Возникновение представления — результат анализа и синтеза следов в коре полушарий от сигналов, действовавших ранее. При формировании представлений необходимы высшие проявления физиологического анализа и синтеза. Эта форма отражения действительности вырабатывается на основе системности, иначе говоря, динамической стереотипии. В основе представлений лежат ассоциации и цепи ассоциаций, т. е. более сложные временные связи.

Надо отметить, что некоторые процессы, относящиеся к конкретно-чувственному отражению, могут быть значительно лучше развиты у животных, чем. у человека. Так обстоит дело с анализом отдельных — звуковых, обонятельных — раздражении, которые дифференцируются животными, например собакой, лучше, чем человеком.

Вместе с тем высшие формы анализа и синтеза раздражений — анализ и синтез комплексных раздражений,— как это показали А. Г. Иванов-Смоленский и Л. Г. Воронин, развиты значительно слабее у собаки, чем у человека. У животных, даже высших, имеются только различные формы конкретно-чувственного, образного отражения. Животное неспособно отвлекаться от непосредственной действительности; оно не способно к абстрагированию и у него нет понятий о сущности предметов и явлений.

На основе многочисленных вариантов опытов с условными рефлексами у обезьян И. П. Павлов считал, что шимпанзе в некоторых благоприятных условиях способны анализировать зрительные образы и это является пределом их элементарного мышления.

Примером ограниченности мышления высших обезьян может служить классический опыт И. П. Павлова, проделанный на шимпанзе. В обезьянник ставили ящик, куда помещали банан. Перед отверстием ящика зажигали огонь. Для того чтобы достать банан, обезьяна должна была наполнить кружку водой из рядом стоящего бака и залить огонь. После того как обезьяне несколько раз была показана эта операция, она быстро приобрела соответствующий навык. Этот же опыт был затем повторен на плоту, находившемся на середине пруда. Бак с водой был помещен не на этом плоту, а на соседнем. Обезьяна для того, чтобы затушить огонь и достать банан, преодолевая большие трудности, переходила на соседний плот и брала там воду из бака. Тушение огня в ее представлении было связано с доставанием воды только из бака, хотя гораздо проще было воспользоваться водой, окружавшей плот. Понятие о воде и ее свойствах у обезьяны отсутствует. Она не способна к отвлеченному и обобщенному мышлению. Ее мышление, хотя и более совершенно по сравнению с другими млекопитающими, все же является только образным; оно ограничено представлениями об единичных предметах и явлениях окружающего мира.

Основным отличием психики человека от примитивной психики животных является его способность мыслить посредством асбетрактных (отвлеченных) понятий, выражаемых словами поду манными, произнесенными или написанными. Развитие второй сигнальной системы сделало возможным абстрактно-обобщенное отражение внешнего мира. Эта форма отражения дает человеку по сравнению с животными огромные преимущества в познании и использовании явлений природы. Вторая сигнальная система — материальная основа абстрактно-обобщенного отражения человеком действительности — делает человека, по выражению И. П. Павлова, «хозяином  действительности».

В результате выяснения основных физиологических закономерностей высшей нервной деятельности стало возможным поставить вопрос об объединении физиологического и психологического исследований.

Учение о двух сигнальных системах раскрывает физиологические основы отражения действительности в сознании человека.

   
 
 
Copyright © 2013
Медицинский сайт панель администратора
 
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
   
Создание сайта Вебцентр