Медицинский портал
Амедгруп
Валеев Ильшат

Связь физиологии с другими науками

Связь физиологии с другими науками очевидна, базируясь в своих исканиях на данных одних наук, физиология является основой для развития других наук.

Физиология постоянно опирается на законы физики и химии, широко используя их методы исследования. Причина этого в том, что при каждом жизненном процессе происходят превращения вещества и энергии, т. е. физические и химические процессы. Поэтому в физиологии приобрели важное значение два направления физиологического исследования — физическое и химическое. Этими двумя направлениями накоплен очень большой фактический материал, выявлены своеобразные закономерности протекания физических и химических процессов в организме, разработаны специальные методы и технические приемы изучения этих процессов. Поэтому физическое и химическое направления исследования жизненных явлений превратились в самостоятельные научные дисциплины: биологическую физику и биологическую химию.

Одно из важных ответвлении биофизического направления — электрофизиология, изучающая электрические явления в животном организме, которые сопровождают процессы возбуждения в нервной, мышечной и железистой тканях.

Биофизика и биохимия изучают отдельные — физические или химические — проявления жизнедеятельности организма или его частей, т. е. элементы общего единого целого — физиологической функции. Биофизика и биохимия открывают большие возможности для анализа жизненных явлений. Однако ни одна из них в отдельности но дает полного познания функций, которое достигается только путем физиологического их изучения на основе синтеза физических, химических и биологических данных.

Физиология тесно связана с морфологическими науками — анатомией, гистологией, цитологией. Это обусловлено тем, что морфологические и физиологические явления неразрывпо связаны. Форма, структура организма и его частей и их функции взаимообусловлены, и нельзя глубоко изучить функции организма, его органов, тканей и клеток, не зная их макроскопического, микроскопического и субмнкроскопического строения и его изменении при осуществлении исследуемой функции.

Физиология опирается также на общую биологию, эволюционное учение и эмбриологию, потому что для изучения жизнедеятельности любого организма необходимо знать историю его развития — филогенетического и онтогенетического. Вместе с тем изучение эволюции функции помогает выяснению некоторых вопросов самого эволюционного учения.

В последние годы большое значение для физиологии приобретает кибернетика — наука об общих принципах управления и связи в машинах, механизмах и живых организмах. Кибернетика пользуется математическими методами и моделированием, т. е. теоретическим построением упрощенных схем физиологических процессов и созданием искусственных механизмов, воспроизводящих процессы, подобные по некоторым своим свойствам процессам, протекающим в организме. Искусственные модели биологических явлений всегда их преднамеренно упрощают и схематизируют. Однако они помогают понять некоторые внутренние связи, существующие между различными процессами, позволяют проверить правильность отдельных теорий, указывают пути такой проверки и нередко подсказывают новые необходимые эксперименты.

Кибернетический подход к изучению физиологических проблем характеризуется широким синтетическим охватом явлений, происходящих в сложных системах (именно такими системами являются живые организмы), и помогает выявить общие принципы регуляции различных функций и взаимодействия, существующие между ними.

Близко связана физиология и со всеми медицинскими дисциплинами. Более того, как говорил И. П. Павлов, «понимаемые в глубоком смысле физиология и медицина неотделимы». Достижения физиологии постоянно используются медициной, где физиология неизменно находит широчайшее поле приложения. Понять нарушения функций, происходящие в организме при различных заболеваниях, наметить правильные пути их лечения и предохранения от них можно только при знании физиологических процессов, протекающих в нормальном, здоровом организме. Можно привести множество примеров, показывающих использование достижений физиологии в медицинской практике. Так, разработка физиологии пищеварения И. II. Павловым дала возможность понять заболевания пищеварительного тракта и явилась основой диететики питания — мощного средства лечения; изучение витаминов позволило успешно бороться с такими заболеваниями, как цинга п рахит; открытие гормона поджелудочной железы— инсулина и выяснение способов его получения способствовали сохранению жизни тысяч больных диабетом; исследование групп крови явилось основой такого важного для медицинской практики мероприятия, как переливание крови.

Медицина в свою очередь дает физиологии чрезвычайно много ценного материала. Изучение различных заболеваний человека способствует пониманию механизма многих пормальных физиологических процессов и выяснению функций некоторых органов. И. П. Павлов по этому поводу писал: «Мир патологических явлений представляет собой бесконечный ряд всевозможных, особенных, т. е. не имеющих места в нормальном течении жизни, комбинаций физиологических явлений. Это, бесспорно, как бы ряд физиологических опытов, делаемых природой и жизнью, это часто такие сочетания явлений, которые долго не пришли бы в голову современным физиологам и которые иногда даже не могли бы быть нарочно воспроизведены техническими средствами современной физиологии». Клиника ставит перед физиологическим экспериментом новые задачи и вместе с тем является богатым источником новых физиологических фактов. Поэтому оформляется как особый раздел физиологии клиническая физиология, стремящаяся перенести в клинику теоретические и экспериментально-методичсские достижения физиологии и использовать клинические наблюдения для объяснения и анализа физиологических процессов, протекающих в организме человека.

Значение физиологии для медицины и медицины для физиологии настолько велико, что совершенно справедливо И. П. Павлов утверждал необходимость «законного и плодотворного союза медицины и физиологии, тех двух родов человеческой деятельности, которые на наших глазах воздвигают здание пауки о человеческом организме и сулят в будущем обеспечить человеку его лучшее счастье — здоровье и жизнь».

Физиология связана также с психологией и педагогикой. Физиология, в особенности созданное И. П. Павловым учение о высшей нервной деятельности, представляет собой естественнонаучную основу современной психологии и педагогики. Конкретное практическое значение физиологии для педагогики связано с тем, что понимание возрастных особенностей физиологических процессов, протекающих в организме детей, необходимо педагогу для правильной организации труда и быта ребенка, для проведения рациональных воспитательных мероприятий.