Медицинский портал
Амедгруп
Валеев Ильшат

Движение глаз

При рассматривании как неподвижных, так и движущихся, как близких, так и далеких предметов важную роль выполняют движения глаза.

Глаз человека может вращаться вокруг любой оси, проходящей через центр вращения глаза, который находится в среднем на 1,3 мм позади центра глаза.

Глаз из первичного положения, когда он смотрит прямо вперед, может повернуться кнаружи на 42°, внутрь — на 45°, вверх на 54° и вниз на 57°.

Движения глаза осуществляются при помощи 6 мышц, прикрепленных к глазу несколько впереди от его экватора. Это 2 косые и 4 прямые  мышцы — наружная, внутренняя, верхняяя и нижняя (рис. 219).

 

Из них только наружная поворачивает глаз прямо наружу, а внутренняя — прямо внутрь. Верхняя же и нижняя прямые мышцы, кроме поворота глаза вверх или вниз, поворачивают его немного внутрь; поэтому для того чтобы повернуть глаз прямо вверх или вниз, к сокращению прямых мышц должно присоединиться сокращение косых.

Рис. 219. Глазные мышцы, мышцы 1 — верхняя косая; 2 — мышца,    поднимающая веко; 3 — верхняя прямая;  4 — наружная прямая; 5 — нижняя прямая; 6 — нижняя косая; 7 — зрительный нерв.

Движение глаз совершается всегда содружественно, т. е. зрительные оси всегда направлены на один и тот же предмет. При рассматривании предметов, расположенных на одном расстоянии от глаз, оба глаза совершают одновременные движения. При рассматривании более близких предметов — необходимо сводить, а при рассматривании более далеких предметов — разводить зрительные оси. Сведение осей при рассматривании близких предметов осуществляется напряжением обеих внутренних прямых мышц и называется конвергенцией. Разведение же зрительных осей осуществляется при помощи наружных прямых мышц и называется дивергенцией.

Важная роль движений глаза в процессе зрения прежде всего определяется тем, что для непрерывного получения зрительной информации веобходимо движение изображения на сетчатке. Как показали электро-физнологические исследования, импульсы в зрительном нерве возникают лишь, в момент включения и выключения светового изображения. При непрерывном воздействии света на  зрительный рецептор имцульсация в соответствующих  волокнах  зрительного нерва быстро прекращается и зрительное ощущение при неподвижных глазах исчезает. A. Л. Ярбус доказал это следующим экспериментом. На роговой оболочке глаза укрепляется присоска с источником светового раздражения, смещающимся вместе с глазом при его движении так, что раздражение действует все время на одни и те же элементы сетчатки. В этом случае испытуемый видит свет только течение 1—2 секунд после его включения.

С помощью присоски с зеркальцем, движения которого фотографировались, А. Л. Ярбус убедился, что глаз производит при рассматривании любого предмета неощущаемые человеком непрерывные скачки. Вследствие этого, изображение на сетчатке непрерывно смещается с одной точки на другую, раздражая тем самым новые фоторецепторы и вызывая вновь импульсацию в ганглиозных клетках и отходящих от них нервных волокнах.

Продолжительность каждого отдельного скачка равна сотым долям секунды, а размер его не превышает 20°. Скорость скачка колеблется от 200 до 400 градусов в секунду. Длительность интервалов между отдельными скачками, т. е. продолжительность фиксации взора на рассматриваемом предмете или светящейся точке, составляет в среднем 0,2—0,5 секунды, но может быть и в 10 раз больше.

 

Чем сложнее объект, который рассматривает глаз, тем сложнее кривая его движений. Глаз человека как бы ощупывает контуры изображения, задерживаясь и возвращаясь к тем его участкам, которые по тем или иным причинам привлекают особое внимание. Таким образом, человек получает более подробную информацию о деталях изображения. Кривые движении глаза при рассматривании скульптурного портрета приведены на рис. 220.

Движения глаз со значительно большими углами вращения, чем при быстрых скачках, происходят при рассматривании движущихся и близко расположенных предметов. Благодаря таким движениям и импульсам, поступающим от проириорецепторов глазных мышц, достигается восприятие движения предметов, а также отчасти оценка расстояния.

Рис. 220. Запись движений глаза (Б) при рассматривании в течение 2 минут фотографии скульптурного портрета египетской царицы Нефертити (А) (по А. Л. Ярбусу).